Category: эпоха просвещения

Как арабы дошли до границ Китая - 2

Два Саида и Джунайд

После мощной фигуры Кутайбы следующие наместники Хорасана выглядели очень бледно. Два из них, оба по имени Саид, оставили по себе плохую память. Поэт о них писал:

Получили мы Саида взамен Саида:

Не уйдешь от беды, коли зла судьба!

Collapse )

Как арабы дошли до границ Китая

Арабы двигались на восток по следам Александра Македонского, которого они называли Искандером Двурогим и считали величайшим полководцем в мире. Их целью было завоевать весь мир и превратить человечество в одну гигантскую мусульманскую общину. Насколько им это удалось и к чему это привело? Посмотрим на хронику событий. 

Collapse )

Обыденная жизнь мечетей

В первые века ислама мечети были не только местом для моления, но и очень бойким местом, где с утра до ночи толпилось множество людей, не имевших никакого отношения к молитве.

Collapse )

Святость по наследству? Во что верят шииты

Третий пост о течениях и ересях в исламе. В первых частях я рассказывал об арабских философах и традиционном исламе, закрепившемся в форме суннизма. Шииты — ни то, ни другое: их взгляды одновременно и традиционны, и экстравагантны, насыщены мистикой, но политически взрывоопасны.   

Collapse )

Почувствуйте себя суннитом

Продолжаем тему течений и ересей в исламе. В прошлый раз я говорил о мусульманских интеллектуалах, пытавшихся решать «вечные» вопросы с помощью разума и логики. Теперь посмотрим, что противопоставили им сунниты — приверженцы «чистой веры». 

Мусульманские богословы
Мусульманские богословы
Collapse )

Сладострастная поэзия Хиджаза

В давние времена чуть ли ни единственной формой арабской поэзии была касыда — длинная и всеобъемлющая, как сама жизнь. Но уже при первых халифах появился новый и очень многообещающий жанр: любовная лирика, заключенная в форму небольших песен — газелей. Темы ее часто были очень смелыми, а содержание — просто скандальным, особенно по меркам мусульманского общества.  

Девушка на ковре
Девушка на ковре
Collapse )

Две войны Кулейба аль-Хаджаджа

Чисто военное дополнение к предыдущему посту. Как и с кем воевал «карающий меч ислама»

Партизанская война Шабиба 

Суровая дисциплина, введенная аль-Хаджаджем в Басре, восстановила против него всех басрийцев. Не успел он отправиться в поход на хариджитов, как против него взбунтовалась собственная армия. Недовольные его высокомерием и скупостью (наместник отменил полагавшуюся воинам прибавку), солдаты выступили против своего полководца и разграбили его ставку, захватив государственную казну и двух его жен. Аль-Хаджадж с горсткой сторонников едва успел укрыться в укрепленном месте. 

Но вместо того, чтобы униженно вести переговоры о сдаче, как все ожидали, наместник высокомерно потребовал от мятежников явиться к нему с повинной, угрожая в случае неповиновения расправиться с их родными. Такая самоуверенность смутила бунтовщиков. В их лагере начались разногласия, и некоторые  из восставших перешли на сторону аль-Хаджаджа. Это почти уровняло силы. Когда в решающей схватке аль-Хаджадж убил главаря мятежников и обещал прощение всем остальным, остальные предпочли сдаться. Зачинщики были казнены и дисциплина восстановлена.

Collapse )

«Костолом» на службе ислама

Его называли «ангелом смерти» и чудовищем, сосавшим кровь животных.  В то же время его заслуги перед государством неоспоримы, а обаяние его личности до сих пор привлекает многих мусульман. В арабском мире о нем снимают фильмы, сделали даже целый сериал — 35 серий, — который назвали просто именем героя. Мало кто удостаивается такой чести, но, как говорится, было за что.

Так мог бы выглядеть аль-Хаджадж
Так мог бы выглядеть аль-Хаджадж
Collapse )

Поэтические битвы при дворе халифов

Все омейядские халифы, как и положено восточным правителям, покровительствовали поэтам. В это время еще существовала старая традиция поэтических соревнований: в пригороде Басры Мирбаде, где останавливались караваны, на верблюжьем рынке устраивалась ярмарка, на которой выступали поэты и рассказчики историй. Но большинство известных стихотворцев предпочло перебраться поближе ко дворцу халифа, где борьба шла уже за внимание и дары властителя. 

Collapse )

Как ислам примиряли с философией

Пророк Мухаммед предсказал, что «иудеи разделятся на семьдесят одно течение, христиане – на семьдесят два, а мусульмане – на семьдесят три течения, и все они войдут в Ад, кроме одного». История, пусть и не с такой математической точностью, подтвердила это пророчество. 

Богословский диспут
Богословский диспут

Едва появившись, вера в Аллаха раскололась на множество толков и ветвей. Первоначальное ядро откровения – Коран и сунна – было слишком сжато и сухо, чтобы удовлетворить всем возникавшим вопросам и решить все возможные проблемы. Учение Пророка требовало разъяснений, толкований и формул, которые могли развернуть его содержание в полноценную и ясную картину мира. 

Collapse )