Golden Entry

Categories:

Обыденная жизнь мечетей

В первые века ислама мечети были не только местом для моления, но и очень бойким местом, где с утра до ночи толпилось множество людей, не имевших никакого отношения к молитве.

Днем здесь зачитывали указы, вершили суд, хранили деньги, обедали и заключали сделки. Преподаватели богословия и учителя сидели у колонн на молитвенных ковриках – порой по пять или десять человек сразу – и вели занятия, собирая вокруг себя кружки студентов.

По вечерам в мечеть приходили литераторы, ученые и философы, чтобы вести оживленные дискуссии, обсуждать новости, декламировать стихи или заводить романы. Один поэт с гордостью рассказывал, как много мальчиков он совратил в мечети Басры. 

Ночью дверей не закрывали, чтобы внутри мечети могли ночевать нищие, бездомные и странники, а с утра здесь уже торговали хлебом и какой-нибудь живший по соседству торговец заносил в нее ставни, которые снимал со своей лавки. 

Устройство всех мечетей в халифате было более или менее одинаковым. Они  ориентировались на один и тот же образец – первый мединский храм, построенный пророком Мухаммедом. 

С точки зрения архитектуры мусульманский храм – это простая базилика византийского типа, с персидскими или египетскими элементами, где с одной стороны пристроен открытый двор, обрамленный галереями-аркадами. В память о том, что мечеть Мухаммеда не имела крыши, а только навес для молящихся у одной из стен, у всех последующих всегда имелась открытая и закрытая часть. 

В середине двора обычно устраивался бассейн для омовения, огороженный небольшой решеткой и выложенный мрамором; в центре бассейна был фонтан, окруженный колоннами и накрытый куполом. 

Главное украшение интерьера составляли каллиграфия и орнамент. По стенам тянулись цитаты из Корана, выведенные декоративной вязью и как бы тонувшие в мелкой кружевной листве. Они сопровождали посетителя повсюду: взлетали вверх по аркам, перекидывались со стены на стену, спускались по сводам с потолка. 

На полу, словно отражение этого сложного декора, была выложена геометрическая мозаика из цветного кирпича, оплетенная по периметру прихотливыми узорами в виде завитков и усиков растений. 

С потолка свисали терракотовые «сталактиты» – характерное для арабских зданий украшение в виде граненых сот, расположенных друг над другом многоярусными уступами. 

Убранство любой мусульманской мечети было не только красиво, но и хорошо продуманно. В закрытой части всегда располагался михраб – неглубокая ниша в стене, род апсиды, повернутой к Мекке и указывающей направление молитвы. 

Место перед михрабом, где стояли вельможи и другие важные лица, называлось максура, а место, с которого читался Коран, – такбир. Такбир и минбар находились на возвышении, чтобы всем был хорошо слышен голос проповедника или чтеца. 

По углам мечети ставили бронзовые сосуды с питьевой водой, куда в дни службы клали лед, чтобы обеспечивать свежесть и прохладу воздуха. Для поддержания чистоты и удобства верующих в хозяйственных помещениях запасали кожаные ведра и метла для уборки, молитвенные коврики и циновки, глиняные сосуды для воды, пакля для фитилей. 

По вечерам в мечети зажигали свечи и масляные лампы, а по праздникам –  курильницы на древесном угле, в которых курилась благовонная смесь камфары, мускуса и индийского алоэ. 

Именно в мечети прибывший в город иноземец мог узнать все последние новости, встретиться с нужными людьми и заручиться их поддержкой и помощью в делах. А если он мог предоставить рекомендательное письмо от какого-нибудь общего друга, то становился «побратимом» одного из местных жителей и поселялся в его доме на правах гостя. 

Но об этом — в следующем посте.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.