vl_sokolov

Category:

Король поэтов аль-Мутаннаби

Аль-Мутаннаби, сына водовоза из Куфы, иногда называют лучшим исламским поэтом всех времен. 

В возрасте десяти лет он бежал вместе с родителями к карматам и несколько лет прожил с ними в пустыне, знакомясь с их бытом и культурой. Приняв карматскую веру, он объявил себя их Пророком (отсюда его прозвище) и попал за это в тюрьму. Уже в этом эпизоде ярко сказались черты его характера: амбициозность, гордыня, склонность к бесконечному самовозвеличиванию и просто хвастовству.

Пророческие нотки и позже не раз звучали в его стихах: поэт, например, писал, что мощь его творений способна сделать зрячими слепых и вернуть слух глухим. Он претендовал не только на поэтические лавры, но и на славу воина и храбреца, подавая себя миру как образец бедуинского мужества и чести. В обществе, где поэт-панегирист стоял скорей на положении слуги, аль-Мутаннаби видел себя величайшей драгоценностью и почти сверхчеловеком, чье присутствие при дворе правители должны были считать за честь. Награды и почести он воспринимал как естественную дань его уникальному таланту. 

Это во многом объясняет повороты в его сложной и бесприютной жизни. Будучи человеком резким и неуживчивым, он всю жизнь странствовал от одного двора к другому, меняя города и покровителей. Циклы его стихов назывались по имени тех князей, при которых ему приходилось жить: «Сайфийят», «Кафурийят», «Амидийат»,  «Адудийят».

Свой первый и, возможно, самый знаменитый поэтический сборник он написал при правителе Алеппо из хамданидской династии Сайф ад-Дауле. Аль-Мутанабби создал подробную хронику его правления, где каждое крупное или мелкое событие, будь то война или строительство мечети, отливалось в стихотворной форме. В одной из касыд он писал, что ад-Даула «приказывает солнцу» и даже может управлять временем. Созданные в это время описания военных походов с философскими рассуждениями о жизни считались образцовыми и на протяжении многих столетий вызывали восхищение потомков.

Жизнь аль-Мутанабби у алеппского эмира складывалась удачно, пока он не впутался в дворцовые интриги и не был «оклеветан», как он утверждал, своим собратом по ремеслу поэтом Ибн Халавейхом. Обидчик не понес должного наказания, и гордый нрав аль-Мутанабби заставил его покинуть двор. Отправившись в изгнание, он по дороге написал эмиру блестящую «касыду упрека», где всячески превозносил собственную смелость, благородство, ученость и прочие достоинства. 

На какое-то время поэт устроился у политического противника ад-Даулы – правителя Египта, чернокожего евнуха Кафура, который благосклонно принял знаменитого поэта и даже пообещал ему пост наместника в одной из провинций. Но «роман» с Кафуром продлился недолго: оскорбившись на пренебрежительное замечание покровителя, аль-Мутанабби снова бежал, разразившись язвительной «касыдой поношения». 

После этого он странствовал от одного двора к другому, пока не решил вернуться на родину. На обратном пути в Ирак поэт погиб. Говорят, что аль-Мутанабби стал жертвой собственного поэтического мастерства – его убил некий Фатих аль-Асади, сестру которого он опозорил в своей «хиджа», сравнив ее ключицы с гнилыми шипами увядшей розы. 

Аль-Мутанабби имел трудный характер, но полностью оправдывал свои претензии на исключительный талант. Его метафоры были свежи и  парадоксальны, а их броская эффектность не мешала точности и глубине. Многие его строчки со временем превратились в ходячие цитаты и поговорки, а главные его работы до сих пор входят в школьные программы. Каждый арабский школьник знает наизусть его классическую элегию «Доколе, живя в нищете...» и еще две или три популярные касыды. 

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded