vl_sokolov

vl_sokolov 7 минут на прочтение Золотой пост

ЖЖ рекомендует
Категории:

Чудеса и суеверия в исламе

Суеверия, как неизбежная тень религиозности, сопровождали правоверных мусульман повсюду. В арабских трудах из одной книги в другую кочевали всевозможные истории о чудесных способностях и волшебных амулетах. 

Рассказывали, например, что когда халиф аль-Мансур гневался на своего визиря Абу Айюба и хотел отстранить его от должности, тот приходил к нему на прием, вымазав брови особым жиром. Это загадочное зелье будто бы каждый раз заставляло халифа сменить гнев на милость.

В другой книге сообщалось, что если хочешь вызвать дождь, снег или град, надо найти редкий минерал, который встречается только на горных перевалов у тюрков-карлуков, и погрузить его в воду. Камень можно лишить силы, прочитав особую суру, но стоит опустить его в кровь, как он опять обретет силу.

Еще один артефакт, так называемый «камень аль-Джабали», был красный яхонт, который ар-Рашидом купил за сорок тысяч золотых динаров. Он сиял в темноте так, что им можно было освещать комнату. Ночью внутри него появлялись какие-то призрачные фигуры. 

По легенде, камень аль-Джабали появился в незапамятные имена и его носили еще персидские цари из династии Хосроев. У него была еще одна особенность: если царь вырезал на нем свое имя, то погибал, и следующий царь стирал его. Не зная об этом, халиф аль-Мустаин вырезал на камне свое имя «Ахмад» и был убит.

Большое влияние на умы арабов имела астрология. В 1186 году астрологи предсказали конец света, потому что все семь планет сойдутся в созвездии Весов, на землю налетит огненный самум и все засыплет красным песком. Напуганные люди прятались в пещерах и запасались пищей и водой. 

Многие мусульмане любили гадать по именам. Будущий эмир Кордовы Абд ар-Рахман I колебался, высаживаться ли ему в Андалусии, но тут к нему прибыли гонцы, которых звали Тамам и Фариа. Абд ар-Рахман сразу воспрял духом и приказал отправиться в поход: ведь тамам значит «завершение», или успешный конец дела, а фариа – девица, а это значит, что он возьмет Андаласуию так же, как берут девицу.

География с чудесами

География и история арабов полны волшебных рассказов, в которых описывались несуществующие земли и народы. Так, один путешественник, побывавший в дальних странах, описал город, в котором все жители погибли от нашествия желтых скорпионов. По его словам, прежде в нем не было ни одного скорпиона, потому что в древности его посетил некий персидский маг и закопал в землю талисман, оберегавший город от ядовитых тварей. 

Но потом один из горожан решил, что такая чудесная вещь должна стоить очень дорого, и выкопал его из земли. Он нашёл медный котелок, в котором лежал золотой скорпион, и взял его в руки, но паук  укусил его, сомкнув свои золотые клешни, и нечестивец тут же умер. 

Горожане положили фигурку обратно в котелок и закопали вместе с погибшим, однако талисман уже утратил силу. Когда жители разошлись по своим домам, там вовсю кишели скорпионы. Почти все люди погибли, а оставшиеся бежали из города, бросив свое имущество.

Ни одна арабская географическая книга в средние века не обходилась без чудес. После живописного описания какого-нибудь селения или зарисовки местных нравов авторы невозмутимо сообщали, что неподалеку гнездится птица кайкам, которая так огромна и тяжела, что встаёт на землю только одной ногой, – потому что если встанет двумя, земля сразу провалится. 

Фантастические твари, загадочные амулеты и сверхъестественные явления встречались на каждом шагу. Рассказывали, например, что возле Дербента в пещере стоит меч Масламы, сам собой сохраняющий в этой местности чистоту ислама. А на острове Рамин можно встретить странное животное: если человек его увидит, то умрёт в течение сорока дней. 

В путевых записках аль-Гарнати говорилось про горный народ зирихгаран, который хранил кости своих мертвецов у себя в домах, вешая их в мешках на стены. С их помощью зирихгаране могли вызывать снежную бурю, во время которой на солдат нападала паника и они начинали убивать друг друга.  

Некоторые невероятные случаи были лично засвидетельствованы их участниками.  Так, географ Абу Дулаф, путешествуя с купцами в Табаристане, наблюдал за тем, как в пустыне посреди жаркого дня на караван внезапно налетел ветер, убивший всех людей холодом. Сам он едва спасся, укрывшись в каком-то домике.

Местные жители рассказывали, что этот ледяной ветер поднимался только тогда, когда что-то загрязняло источник на горном перевале, например, дохлая птица, — и если источник очищали, ветер тут же прекращался. Говорили также, что вода в этом источнике целебна, но если кто-то возьмет ее с собой и пронесет больше десяти шагов, она превратится в камень.

Больше всего чудес встречалось в пустынях и горах, где путники часто становились жертвами демонов и духов. Ходили слухи, что в горных ущельях творятся невероятные ужасы: джинны похищают заехавших в них людей, и что происходит с ними дальше, неизвестно.  

Бывало, что злые духи забирали только лошадь, а человек оставался жив, но терял разум. Но хуже всего, если всадник выезжал с виду невредимым, а на самом деле от него оставалась только внешняя оболочка, — все его внутренности исчезли. 

Иногда горные тролли любили просто пошутить и, овладев разумом странников, заставляли их приносить себе жертвы из самых дорогих и вкусных блюд.

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию

Автор записи увидит Ваш IP адрес