Golden Entry

Categories:

В гостях у араба

Если вы приехали в средневековый арабский город, где у вас нет ни родни, ни знакомых, ваш путь лежит прямиком в рабат. Здесь вас хорошо примут: поселят в отдельной комнате, помоют в бане, познакомят с местной кухней и даже накормят вашего верблюда. Минус только один — так вы никогда не узнаете, как живет обычный араб в собственном доме. Именно об этом я хочу рассказать в своем посте.

Джон Фредерик Льюис, "Обед в Каире" ("The Mid-Day Meal, Cairo"), 1875 г. Так мог бы выглядеть обед в рабате (караван-сарае, фундуке, хане - все это разные названия постоялого двора)
Джон Фредерик Льюис, "Обед в Каире" ("The Mid-Day Meal, Cairo"), 1875 г. Так мог бы выглядеть обед в рабате (караван-сарае, фундуке, хане - все это разные названия постоялого двора)

Не считая дворцов и мечетей, внешний вид арабских домов никогда не представлял собой ничего особенного. Даже в богатых и процветающих столицах почти все здания были одноэтажными и строились из самых простых и дешевых материалов: глины, ила, дерева или тростника. Вся их красота сосредотачивалась внутри.

Альберто Пазини, "Турецкий базар" ("Mercato turco"), 1884 г.
Альберто Пазини, "Турецкий базар" ("Mercato turco"), 1884 г.

Арабы, как и древние римляне, любили жить «внутрь» дома, а не наружу. Их домашняя жизнь сосредотачивалась вокруг внутреннего двора, а к улице поворачивалась глухими стенами, из которых выходила, в лучшем случае, пара маленьких окошек. 

Только иногда с внешней стороны устраивались «машрабии» – балкончики, забранные частыми решетками. Сидя в таких убежищах, домочадцы могли следить за происходившим на улице, оставаясь невидимыми для прохожих.

Машрабия
Машрабия

Часто арабский дом вообще была нельзя увидеть снаружи: он надежно прятался в недрах городских кварталов, куда приходилось пробираться через запутанную сеть узких переулков и дворов. В хаосе этих лабиринтов мог не заблудиться разве что местный житель, хорошо знакомый с каждым поворотом. 

В конце концов, пешеход оказывался в закрытом дворике, который в городе имели все, даже самые скромные домишки. Собственно, сам по себе двор уже являлся частью дома, поскольку никаких дверей в нем не было. Входом служил настежь открытый портик, опиравшийся на две колонны из дерева и занавешенный только циновкой из тростника. 

Густав Бауэрфейнд, "Уличная сценка в Дамаске" (Gustav Bauernfeind, "Straßenszene in Damaskus"), 1880 г.
Густав Бауэрфейнд, "Уличная сценка в Дамаске" (Gustav Bauernfeind, "Straßenszene in Damaskus"), 1880 г.

Войдя в дом, гость прежде всего попадал в айван – большую гостиную или главный зал, откуда можно было попасть в другие помещения, разбегавшиеся по периметру двора. Все жилые комнаты, кроме айвана, имели небольшой размер и выглядели практически пустыми: в них не было ни шкафов, ни кроватей, ни кресел, вообще никакой мебели. Только вдоль стен стояли большие сундуки, в которых хранили одежду. 

За неимением стульев и диванов жители и гости дома сидели прямо на полу, на ковриках или на «фарше» – переносном настиле, поднимавшемся чуть выше пола. Ночью арабы укладывались спать на коврах, застеленных матрацем и заваленных одеялами и подушками. Столы использовались только за обедом – их вносили в комнату на время трапезы, прямо вместе с блюдами, а потом выносили обратно. 

Сценка в доме
Сценка в доме

Всю остальную обстановку в доме заменяли подушки, занавеси, циновки и ковры. Ковры были, пожалуй, самым важным предметом в доме. Эти великолепные изделия не только вешали на стены или стелили на пол: на них спали, молились, ели, принимали гостей. 

Ковры могли быть самых разных видов и форм, от больших «бассатов» до маленьких «мусалла» – молельных ковриков, особенно почитавшихся мусульманами. Больше всего у арабов ценились армянские ковры в красной гамме, после них шли персидские и бухарские. 

Кувшин с шербетом
Кувшин с шербетом

Эстетической стороне быта арабы придавали особое значение и тратили на нее большие средства. Украшения комнат имели тот особый восточный вкус и колорит, который до сих пор составляет неповторимое очарование для европейца. Обилие мягких подушек, ярких и причудливых орнаментов, искусство инкрустации и чеканки заставляли забыть про недостаток мебели и картин. 

Главное богатство обстановки составляли разнообразные драпировки и ткани, развешанные на стенах, декоративные росписи в простенках и по потолку, тонкая, порой изощренная резьба по дереву, дорогая посуда из металла, рубина и стекла. 

Хозяин дома
Хозяин дома

Все это переливалось разными цветами радуги, освещаясь по вечерам масляными лампами и свечами, а днем – лучами солнца, падавшими в маленькие круглые окна с цветными стеклами. 

Многие стороны повседневной жизни в мусульманских городах определялись жарким климатом. Почти везде вечера и ночи арабы проводили на крышах, наслаждаясь прохладой и простором. 

На крыше
На крыше

В жару крыши домов для охлаждения покрывали сырой глиной, а в специальные деревянные «батареи», тянувшиеся вдоль стен, насыпали лед. На окна вешали мокрое полотно.

Воздух в помещении освежали хайшем – огромным веером из куска ткани, натянутого на подвешенную к потолку деревянную раму, которую вращал специальный слуга. Кроме того, на пол ставили серебряный сосуд с розовой водой, шафраном и другими благовониями. 

Когда в домах становилось совсем невыносимо от зноя и духоты, богатые жители выбирались к реке и ставили на берегу переносные домики из легкой, продувавшейся ветром ткани. В Багдаде от жары спасались с помощью мокрого войлока, который натягивали над летними палатками. На востоке, в Афганистане и Персии, люди в сильную жару вообще редко поднимались в дом, предпочитая жить в прохладных подвалах.

Чтение
Чтение

Другим способ укрыться от жары были сады. В мусульманских городах сад имелся в каждом более или менее просторном дворе, где можно было посадить несколько растений.  В арабских садах росли розы, нарциссы, анемоны, фиалки, белый мак, жасмин, гранаты, лилии, пальмы и кипарисы. Для большей красоты стволы деревьев облицовывали золочеными пластинами, а дорожки устилали циновками. 

Дворик с садом
Дворик с садом

В центре сада почти всегда устраивался сирдаб – круглый бассейн с проточной водой. Тут можно было спать во время зноя или просто укрыться в тени плодовых деревьев и проводить время в приятной праздности, глядя на воду, где покачивались лотосы.  

Фонтан в саду
Фонтан в саду

В отношении бытовых удобств жизнь арабов была комфортной и цивилизованной. В городе имелась канализация, почти в каждом дворе находись колодцы с чистой водой, а в глубоких подвалах хранились скоропортящиеся продукты. Домашние и общественные бани поддерживали гигиену на высоком уровне, даже не снившемся средневековой Европе. 

Но об этом — в следующем посте.

Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →